Как зайти на Эльбрус за четыре дня.

На самом деле нет.
Главный Кавказский Хребет, вид с Эльбруса

В 2015-ом на работе половина моего отпуска выпала на октябрь. Чтоб не сидеть с грустной миной в Москве, было решено куда-нибудь поехать. После изучения погодных условий и Урале и на Кавказе, было принято решение ехать на Эльбрус. В лучших традициях треша и угара, между решением ехать и вылетом в Минеральные Воды прошло чуть меньше двух дней.

Помимо супер-коротких сборов, из-за стремительно заканчивающегося отпуска пришлось максимально урезать количество дней нашего мини-путешествия. В итоге получилось, что за вычетом дня приезда и дня вылета обратно у нас оставалось всего лишь четыре "ходовых" дня.

После изучения соответствующей литература и общения со старшими товарищами был составлен примерный план всего мероприятия:
1 день. Заезд на поляну Азау (~ 2000 м) прогулка по окрестностям и ночёвка в отеле.
2 день. Подъём на станцию Мир на подъёмнике и пеший подъём на "Бочки". Далее короткий отдых и прогулка до 4000 м. Ночёвка на бочках.
3 день. Пеший подъём к "Приюту одиннадцати" с минимумом снаряжения. Ставим палатку и гуляем до верхней границы Скал Пастухова на 4800.
4 день. Штурм вершины и спуск в Азау.

В общем план весьма смелый, не считая даже фактического отсутствия акклиматизации, нет ни одного дня в запасе на случай плохой погоды.

1 день

Таксон из аэропорта до Азау нам обошёлся что-то около 2500 рублей. На двоих вполне приемлемо.

По пути на место выбрали гостиницу на букинге. Благо сейчас их там развелось просто невероятное колличество, обычно даже в сезон место найти не проблема. А так как в октябре зимний сезон ещё не начался, а летний уже закончился, выбор был огромный. По приезду первым делом кинули вещи в номер и, естественно, пошли жрат =)

После ужина погуляли немного по окрестностям, приготовили чай на горелке недалеко от ближайшей речки, чуть южнее посёлка. Когда шли обратно уже смеркалось.

2 день

Переночевав, со всеми пожитками отправились на подъёмник, который поднял нас на станцию Мир (что-то около 3500м). На самом деле, для лучшей акклиматизации стоило бы прогуляться до Мира пешком налегке, а ехать с вещами уже на следюущий день, но время нас поджимало. От Мира мы поднялись пешком на Бочки (около 3700), где и решили остановиться. Сами "Бочки" однако были закрыты, о чём нам сообщил их хозяин, которого мы встретили при подъёме. Однако рядом там есть ещё одна гостиница, кажется Гара-Баши, она была открыта. Договорившись с хозяином мы оставили свои вещи и решили прогуляться до строящейся остановки подъёмника на 3900 (в 2017 уже достроена). Голова уже начинала побаливать.

3 день

Ночь была неспокойной, из-за головной боли и тошноты спать было тяжеловато, встали рано. Чуть потупив из-за горняшки, собрали штурмовые рюкзаки с палаткой, позвонили отметиться в МЧС и пошли наверх.

По ледяному полю и следам ратраков дошли до "Приюта Одиннадцати". Оказалось что он закрыт и там никого нет, но вокруг было несколько "бочек" в которых жили строители (видимо это стройка нового приюта, либо конечной станции подъёмника, я так и не понял).

Чуть выше Приюта нашли скалы спасателей, где были домики и даже туалет. Нам говорили, что там может дежурить кто-то из МЧС, но из-за межсезонья это маловероятно. Собственно, там ожидаемо никого не оказалось.

Я не помню по какой причине, но палатку мы малодушно решили не ставить и пожить в домиках. Как потом оказалось, с этими домиками нам сильно повезло. Покидав вещи, налегке решили прогуляться выше, однако когда поднялись всего метров на 300, начало смеркаться, потому мы решили спускаться вниз. По итогу эта точка (4300) стала самой верхней точкой до которой нам удалось добраться.

Когда начали спуск, начал подниматься ветер и сильно ухудшилась видимость. К тому моменту, когда добрались до домиков спасателей, ветер и метель уже бушевали во всю, было темно и ничего не видно даже с нашими фонариками. Тут я первый раз подумал, что нам повезло спать не в палатке.

Ночь была адской. Ветер был такой силы, что этот металлический домик немного пошатывался из стороны в сторону. Я про себя радовался, что он закреплён на склоне металлическими троссами. Температура сильно упала, спать пришлось в двух спальниках, благо они у нас были. Кроме всего прочего ещё начала сильно болеть голова - сказывалась высота и отсутствие акклимухи. Кое как заснуть удалось только под утро, часа в четыре.

4 день

Собствено утром в пять нам, вообще говоря, по хорошему стоило бы уже выходить на вершину, но уже было понятно, что идти не вариант - там тупо вообще ничего не видно дальше двух метров из-за метели. Будто вокруг тебя белую простыню натянули. Сходил в туалет, получилось настоящее приключение, хотя пройти там надо было метров 25 от силы - впечатления от ветра и непроглядной белой завесы непередаваемые. Решили хоть немного поспать.

В девять утра метель и ветер прекратились, однако остался очень плотный туман, видимость не больше 10-15 метров. Стало очевидно, что взойти в этот раз у нас не получится - там тупо не видно куда идти. Более того, даже спуск вниз теперь представлял проблему, поскольку все следы за ночь замело, а в белом молоке какие-либо ориентиры разглядеть было нереально. Мы даже крутой спуск, который сразу под Приютом не смоги сразу точно найти, шли сначала по камням каким-то. В итоге, идти ниже было решено не через ледяное поле как поднимались, а уходить чуть правее в сторону скал (правее если стоять спиной к склону). Какое-то время шли в белом тумане практически без ориентиров. Позже встретились с какой-то коммерческой группой, которую сопровождал огромный радостный пёс =) Те нам показали куда лучше направляться чтоб выйти на дорогу ратрака, чему мы и последовали.

Ну а дальше уже всё было совсем просто, когда мы вышли к снежной дороге туман рассеялся, а ещё ниже по склону вообще катались первые лыжники, открывшие сезон, будто и не было тут этого ночного снежно-ураганного ада.

Как ни обидно, но на следующий день нам уже предстояло уезжать... Впрочем, эту ночёвку я запомню на всю жизнь, хорошо хоть живы остались =)

Возможно, кому-то пригодится телефон местной поисково-спасательной службы: